Христиане и евреи в Иране СТАТЬЯ

Конституция Исламской Республики Иран признает ислам, христианство, иудаизм и зороастризм официальными религиями, сообщает сайт Surfiran.

Христиане и евреи в Иране СТАТЬЯ

Иудаизм и христианство в Иране представлены небольшими, но влиятельными религиозными общинами, которые также можно в некоторой степени рассматривать как отдельные этнические группы.

Иудаизм в Иране

Евреи жили в этом регионе с древних времен, и Иран занимает особое место в истории иудаизма. Кир Великий, освободивший евреев из Вавилонского плена и санкционировавший восстановление Храма, был назван Исайей «помазанником Господним». Царица Есфирь и Мордехай жили предположительно при дворе иранского царя. В Хамадане, где проживает одна из крупнейших еврейских общин страны, показывают их гробницы.

“Эстер и Мордехай” – картина Арента де Гелдера, ученика Рембрандта (масло, 1685 г.) 

Евреи не всегда пользовались такой благосклонностью, как во времена Ахеменидов, но община процветала и настолько глубоко ассимилировалась, что говорила по-персидски и перенимала иранские обычаи и отличалась от других иранцев только своей религиозной идентичностью. До революции 1979 г. в Иране проживало около 80 000 евреев. С тех пор их число значительно сократилось и сейчас составляет менее 20 000.

Гробница Есфири и Мордехая в Хамадане (Иран)

 

Христианство в Иране

Христианство также имеет долгую, но довольно сложную историю в Иране. Согласно христианской традиции, уже в I в. н.э. Персию посещали различные апостолы для распространения своего учения на Востоке. К третьему веку по всей империи Сасанидов христианство процветало, здесь возникла так называемая Церковь Востока или Персидская церковь. Когда христианство стало официальной религией Римской империи и Византии, главных врагов Сасанидского Ирана, христиан стали подозревать в том, что они являются пятой колонной и временами их подвергали жестоким преследованиям.

50-я годовщина создания Всемирного ассирийского союза в Тегеране 

 

Доктринальная нетерпимость Церкви, однако, вынудила многих христианских диссидентов, особенно несториан, искать убежища в Иране, где их приветствовали и поощряли распространять свое учение.

Начиная с V в. Персидская церковь была, по существу, независимой от Западной в управлении и несторианской во своей доктрине. После распространения в Иране ислама присутствие христианства в регионе стало постепенно ослабевать.

Собор Святого Фаддея (Кара-Келисса) в провинции Западный Азербайджан (Иран). По одной версии, он был построен в 66 году н. э. святым Иудой. Местные армяне считают, что он и Симон оба были похоронены здесь

 

Остатками этой древней христианской общины в Иране являются ассирийцы. Сейчас в Иране их около 60 000, они проживают в районе озера Урмия. Чуть меньше половины из них принадлежат древней Церкви Востока, которая следует учению несторианского богослова Феодора Мопсуестийского (ум. 428). Другая половина ассирийцев – восточные католики, отколовшиеся от Церкви Востока в XVI в. Они совершают литургию на сирийском языке, но связаны с Римом и следуют учению Католической церкви. Остальные ассирийцы, числом две или три тысячи, являются протестантами.

Армяне составляют другую и, безусловно, самую многочисленную группу христиан в современном Иране. Их численность составляет более четверти миллиона человек. Когда Армения находилась под властью Сефевидов, шах Аббас I вынудил около 300 000 армян переселиться в Новую Джульфу, пригород его столицы – Исфахана. Джульфа остается духовным и культурным центром армянского христианства в Иране.

Армяне в тегеранском соборе Святого Саркиса

 

Islamosfera / Giperssilka